Духовность в образовании


Духовность в образовании
Духовность рассматривается в осн. как способность человека различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки и поведение. В образовательном процессе понятие «духовность» определяется как способность и умение в педагогическом взаимодействии правильно выбирать нравственные ценности и в соответствии с ними определять и осуществлять свои поступки, О., поведение. Компонентами Д. в обр. являются: обращенность к высшим и вечным ценностям бытия; любовь к себе, ближнему, воспитаннику, всему человечеству, природе; устремленность к познанию и побуждение к нему воспитуемых; стремление самого педагога и побуждение воспитуемых к гармоничному развитию и саморазвитию. Показатели саморазвития: 1) качества личности: доброта, искренность, открытость, мужество, любовь к людям, оптимизм, сострадание, совестливость; 2) высокий уровень развития познавательных способностей: мышления, памяти, внимания, воображения; 3) потребность в созидательной творческой деятельности и благоприятное творческое самочувствие; 4) наличие внутр. свободы: сознательное и добровольное выполнение обязанностей по работе (учебе) и др. социальных требований; гуманность во взаимодействии с воспитуемыми; жизнь по законам природы (Бога) и служение людям; 5) здравый смысл, проявляющийся в развивающем взаимодействии с воспитуемыми; 6) достаточная умственная и физич. работоспособность; 7) наличие интереса к профессиональной педагогической деятельности, познавательному и воспитательному процессу и предметной подготовке. Мерой духовности может служить степень свободы и ответственности педагога перед людьми (воспитуемыми) и своей совестью; ответственность перед Богом. Д. в обр. направлена на активную деятельность человека по совершенствованию и самосовершенствованию. Содержание духовности сводится к соблюдению нравственного поведения человека и рассматривается как развивающаяся система нравственных качеств отдельной личности и всего общества в целом. Степень развития духовности педагоги, воспитатели, психологи могут определить наличием (отсутствием) у себя показателей: а) потребность в проявлении своей любви ко всему человечеству, природе, животным; б) восприимчивость к любви других и доброжелательность; способность радоваться каждому мгновению бытия, успехам воспитуемых; в) отсутствие желания конфликтовать и осуждать др. людей; самодостаточность, независимость от внеш. обстоятельств; г) желание и умение прощать окружающих, своих питомцев; отсутствие проявлений обиды, зависти, зла особенно на воспитанников. Такой подход к пониманию духовности в учебных заведениях будет способствовать одухотворению образования. Лит.: Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. М., 1985; Гуманизм и духовность в образовании. Науч. тр. Первой Нижегородской науч.-практической конф. (1-3 окт. 1998 г.). Н. Новгород, 1999; Зеличенко А. И. Психология духовности. М., 1996; Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию. М., 1994; Хохлов С. И. Психология самовоспитания. Теорет. курс. М., 1996. С. И. Хохлов

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. . 2011.

Смотреть что такое "Духовность в образовании" в других словарях:

  • Трансперсональная психология — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности …   Википедия

  • ДУША — [греч. ψυχή], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других образ Божий заключен во всем… …   Православная энциклопедия

  • ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ —         (лат. intelligentia, intellegentia понимание, познавательная сила, знание; от intelligens, intellegens умный, знающий, мыслящий, понимающий)         в современном общепринятом (обыденном) представлении общественный слой образованных людей …   Энциклопедия культурологии

  • Скородное (Губкинский район) — У этого термина существуют и другие значения, см. Скородное. Село Скородное Страна РоссияРоссия …   Википедия

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • ЛУНАЧАРСКИЙ — Анатолий Васильевиче [11(23).11.1875, Полтава, 26.12.1933, Ментона, Франция, похоронен в Москве], сов. гос. деятель, писатель, критик, искусствовед, акад. АН СССР (1930), Чл. Коммунистич. партии с 1895. По окончании Киевской гимназии 1895 98 жил… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич — [11(23).11.1875, Полтава, 26.12.1933, Ментона, Франция, похоронен в Москве], сов. гос. деятель, писатель, критик, искусствовед, акад. АН СССР (1930), Чл. Коммунистич. партии с 1895. По окончании Киевской гимназии 1895 98 жил за границей, изучал… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… …   Философская энциклопедия

  • Саркар, Прабхат Ранджан — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности …   Википедия

  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ ТЕОРИЯ (цивилизационный подход) — направление в философии истории, рассматривающее историю как сосуществование различных, внутренне целостных типов цивилизации. Каждая такая цивилизация развивается по собственным более или менее уникальным законам, имеет собственные источники… …   Современный философский словарь

Книги

Другие книги по запросу «Духовность в образовании» >>